тема 9

 

 

.

 

План лекции.

1.Понятие и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2.Виды надзора и основные направления деятельности прокуратуры.

3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.

4. Акты прокурорского реагирования.

5.Система прокуратуры РФ

 

 

ерритории Российской Федерации.

ы:

рования общественных отношений;

2. защита прав и свобод человека и гражданина. Это не означает, что права гражданина противопоставляются интересам общества и государства. Эти интересы выражены прежде всего в законах;

тересов общества и государства;

развития страны и ее регионов.

куратуры:

ально предусмотренных в законе.

есторонности и объективности.

нормативными правовыми актами.

ятельности органов прокуратуры.

селение о состоянии законности.

Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.

Суть прокурорского надзора состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства; в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

редусмотрено законом.

отказа.

ние суда.

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

ных нормативных правовых актов.

, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

ами, международными договорами.

отренных федеральными законами.

ры — международные договоры РФ.

Акты прокурорского реагирования.

.

о и хозяйственного назначения.

прокуратуры РФ не допускаются.

Ф

территории нескольких районов.

астных или районных прокуратур.

-Главная военная прокуратура;

ые к прокуратурам субъектов РФ;

— органы военной прокуратуры).

Главный военный прокурор.

нормативными правовыми актами.

ниях. Транспортные прокуратуры.

уратуры РФ. В нее также входят:

щие статус районных прокуратур.

ругих транспортных магистралей.

ругие транспортные прокуратуры.

ственным авиационным комитетом.

и свобод человека и гражданина.

х таможенного законодательства.

Прокуратуры войсковых частей

а.

ошении перечисленных объектов.

Природоохранные прокуратуры

природоохранные прокуратуры.

ых органов власти и управления.

прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору за соблюдением законов в учреждениях исполняющих наказания возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией учреждений исполняющих наказания, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы

Структура Генеральной прокуратуры РФ

Заместители Генерального прокурора РФ

Главное организационно-аналитическое управление

Главное управление кадров

Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства

Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере

Управление физической защиты и обеспечения безопасности

Главное управление по надзору за следствием , В Т.Ч.

Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации

Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России

Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью

Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью

Управление по надзору за расследованием особо важных дел

Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму

Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Главное уголовно-судебное управление

Управление государственных обвинителей

Апелляционное управление

Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства

Организационно-аналитический отдел

Отдел документационного обеспечения

Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний

Правовое управление

Главное управление международно-правового сотрудничества

Управление экстрадиции

Управление правовой помощи

Управление международного права

Отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления)

Организационно-аналитический отдел

Отдел документационного обеспечения

Управление взаимодействия со средствами массовой информации

Первый отдел (на правах управления)

Управление документационного и методического обеспечения

Управление по рассмотрению обращений и приему граждан

вления)

ах.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

в системе органов прокуратуры.

ых заместителей и заместителей.

ачаемых прокурором субъекта РФ.

Также образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

уры.

важным делам) и их помощников.

ии по представлению Президента.

т от должности :

сключением своих заместителей;

ъявляются следующие требования:

данство Российской Федерации;

-высшее юридическое образование;

— состояние здоровья.

рок или на срок не более 5 лет.

нах прокуратуры не менее 3 лет.

нах прокуратуры не менее 5 лет.

етствующего органа прокуратуры.

рисягу прокурора (следователя).

ганов и учреждений прокуратуры.

Законом о прокуратуре предусматриваются меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей.

 

.

 

.

Надо отметить, что в РФ статус прокуратуры закреплен не в Конституционном, а в обычном законе. Кроме того, статус прокуратуры ПМР закреплен в Конституции ПМР более определенно и корректно, чем в Конституции РФ:

ГЛАВА 6 Конституции ПМР

ОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНОВ

ТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 92

ки и подчиненные ему прокуроры.

2. Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики определяются конституционным законом.

.

Основные функции прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики

осуществляет:

а) надзор за исполнением законов исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

б) надзор за исполнением законов юридическими лицами, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями;

в) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина исполнительными и представительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, юридическими лицами, гражданами, а также индивидуальными предпринимателями;

г) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

д) надзор за исполнением законов судебными исполнителями;

е) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

щих.

и) координацию деятельности правоохранительных органов по защите правопорядка, соблюдению законности, прав и свобод граждан и по борьбе с преступностью.

принимает участие в правотворческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

:

Что понимается под прокурорским надзором?

На какую территорию распространяется прокурорский надзор и в отношении каких субъектов он действует?

Осуществляет ли прокурора надзор за целесообразностью принимаемых решений и осуществляемых действий руководителем коммерческой или некоммерческой организации?

Каковы принципы организации и деятельности прокуратуры?

В чем заключаются основные положения принципа единства и централизации прокуратуры?

В ПМР?

Какие территориальные и специализированные органы прокуратуры действуют в системе органов прокуратуры?

?

?

Какова система органов прокуратуры в Российской Федерации?

Какая система органов прокуратуры в ПМР?

В чем состоит отличие протеста прокурора от его представления?

В каких случаях прокурор выносит предостережение?

Кому из должностных лиц прокуратуры принадлежит право вносить протест и представление?

Какие направления деятельности прокуратуры названы в Федеральном законе РФ «О прокуратуре РФ»?

расследованием уголовных дел?

Каковы отличия конституционно-правового статуса Прокуратуры РФ и Прокуратуры ПМР?

 

:

Конституция РФ.

   

Плюс».

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Ст. 45.

Конституция ПМР

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

.

УПК ПМР.

http://www.vspmr.org/legislation/laws/ (сайт Верховного Совета ПМР)

 

:

Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864гг.) // Журнал российского права. 2002. № 8.

прокуратуры в политической системе // Законность. 2009. № 11.

прокуратуры как органа контрольной власти // Закон. 2005. № 5.

И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. 2005. № 10.

Казанник А.И. Из опыта разработки проекта Конституции Российской Федерации 1993 года/ Конституция Российской Федерации 1993 года и развитие отечественного государства и права: Сборник материалов международной конференции. Часть 1. Омск, 2003.

А. Координационная деятельность прокуратуры: какой она должна быть? // Законность. 2005. № 5.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *