Тема 5 Социальная политика.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЗИРОВАНИЕ

 

 

 

 

дарства.

 

 

 

 

дарства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-воспитательные цели:

 

ки.

ства в рыночной экономике.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

Социальное государство.

.

Заключение.

 

Литература

 

а) основная

.

това. – М.: Юристъ, 2003.

3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

320.

511.

369.

 

Учебно-материальное обеспечение

 

:

Текст фондовой лекции.

.

.

.

Классная доска, мел, указка.

Список рекомендованной литературы и ее выставка.

 

Текст лекции

 

Введение

 

сурсы.

формации механизма рынка, снижение эффективности деятельности субъектов всех уровней.

тельности государства.

­ческой ситуацией в стране.

 

Учебные вопросы (основная часть):

 

1. Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца. Социальное государство

 

велика.

.

.

ние массовой бедности;

ных;

;

).

дарства:

.

2. Регулирование доходов и социальная защита населения.

Регулирование занятости

ходимости.

:

а:

лям, регионам;

мощи людям в поиске работы;

жи;

вых рабочих мест;

ях;

х мест;

севозможных пособий по безработице.

:

собие получали 1,2 млн.

мощи не существует.

унальные услуги.

Регулирование доходов

ми категориями населения.

ствами за определенный промежуток времени.

:

;

;

я;

;

;

;

и др.

ния.

можности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.

вации.

.

ленного периода.

ные сбережения.

нение уровня цен.

.

Причины, вызывающие неравенство доходов

бот;

лучает больший доход;

рисковать, много и интенсивно трудиться;

ческих систем.

мист и статистик (1876–1959).

. Кривая Лоренца

 

нижние 20%, вторые 20%, третьи 20%, четвертые 20%, верхние 20%.

80% дохода и т.д.

нии доходов.

го дохода, 20 % населения с самыми высокими доходами 60 % общего дохода.

дов.

, тем больше степень неравенства доходов.

:

 

1965).

, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1, тем больше степень неравенства доходов.

амыми низкими доходами.

нию доходов.

венства тесно связан вопрос о бедности.

средств к существованию.

ать допустимый минимальный уровень жизни.

сти совпадает с прожиточным минимумом.

­той бедности.

дов домашних хозяйств по стране.

.

2,7.

23.

нем материальной обеспеченности:

«бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

тервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

тельским бюджетом;

ного потребительского бюджета.

довой активности людей.

опасным для социального мира в стране, если оно:

;

увеличивается слишком высокими темпами.

.

.

.

щих.

ственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

заций.

собий по безработице.

:

все виды пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные);

училищ;

безработице и др.);

натории, дома отдыха;

.

чения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

ства.

лению).

дежи.

.

Индексация должна производится при росте розничных цен свыше 6%.

ционных мер.

ствует периодически пересматриваемый МРОТ.

­ром, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

нию его эффективности.

лом.

дов.

старости и т.д.

сводятся к следующему:

ния;

нимальной пенсии;

);

ния.

Уровень жизни

личественную и качественную определенность.

чает 12 основных групп.

ристики.

Санитарно-гигиенические условия жизни.

Потребление продовольственных товаров.

Жилищные условия.

Образование и культура.

Условия труда и занятость.

Доходы и расходы населения.

Стоимость жизни и потребительские цены.

Транспортные средства.

Организация отдыха.

Социальное обеспечение.

Свобода человека.

тавления национальных валют.

.

сти и т.п.

ны следующие принципы:

­ний, в меру необходимости регулируемых государством;

ных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;

доспособных лиц;

ливых условий оплаты труда.

 

вень

 

­ляющими эффективность проводимой экономической политики.

.

ком и т.д.

.

(несамодеятельное).

.

фессий, лица без определенного места жительства и т.д.).

вышении предложения труда над спросом на него.

ты, но способных работать и ищущих ее в данный момент.

сиональной подготовки.

ки, так как она:

ходимости расширения производства;

усиливает стимулы к труду и предпринимательству;

лины труда.

скую травму.

цы, определить ее уровень.

Для характеристики безработицы используют два показателя:

боты);

– это доля безработных в общей численности экономически активного населения.

уровень безработицы;

численность безработных;

численность работающих (занятых).

 

 

 

не.

(10+ 90) млн. чел. Отсюда уровень безработицы равен 10% [(10 : 100) x 100%].

.

нием с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место.

фессиональной подготовкой и навыками. На их способности существует спрос со стороны капитала.

цев.

сии и специальности.

ческим и иным категориям.

риального и отраслевого перераспределения.

ии.

водов.

ветствуют существующему спросу со стороны капитала.

лификации.

онов.

года.

ского цикла.

безработица отсутствует.

формах.

ботной платы.

рю работы и соответственно дохода.

ние затрачены солидные средства. При оживлении экономической конъюнктуры уволенный работник может не вернуться на прежнее место, и фирме придется обучать новый персонал.

вые ресурсы.

тельностью.

ми.

ной.

бой стране.

ков, ищущих работу.

тала.

ширение производства без роста цен.

работицы на естественном уровне.

ственной безработицы, также как и повышение уровня минимальной оплаты труда, размеров пособия по безработице, социальных выплат.

, как правило, не равен естественному, превышая его в период спада и оказываясь ниже естественного уровня в период подъема.

вень безработицы, то страна недополучает часть ВНП.

Оукеном.

 

),

 

3).

3%.

был равен 3%.

0,05) x 2,5 x 1000].

).

е

ше той, которая могла бы быть в условиях полной занятости.

.

3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.

.

. Закон А. Оукена

 

Проведенные на графике линии описываются формулой:

 

 

3%).

тицы.

2%) = 7%.

1%.

нию с началом 1960-х гг.

­вышение квалификации и переподготовку работников.

Последствия безработицы

печению.

рованных кадров за рубеж.

ний. Это способствует дальнейшему экономическому спаду.

сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании.

новлению тоталитарных режимов.

нальные, религиозные и пр. меньшинства.

образованием, высококвалифицированные специалисты.

щем.

­личину.

тельных социально-экономических последствий:

снижается уровень жизни;

довых навыков;

возрастает заболеваемость, снижается продолжительность жизни;

увеличивается преступность.

между людьми.

гулирования.

Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

приятиях;

выплата пособий по безработице;

чей силы;

организация переподготовки кадров;

информирование о наличии вакансий.

.

низм рынка труда.

лирование рынка труда.

инфляции.

фляция.

.

.

Кривая Филлипса

 

троля над инфляцией.

рынка труда.

регулирования рынка труда.

нее цен.

вполне подтверждается.

тировать спрос на труд.

нятости.

рост безработицы.

сту темпов безработицы.

лу превышал ее предложение.

работица.

Численность безработных в России

 Как видно из приведенных данных, в 90-е годы безработица нарастала.

риода были характерны:

лись в вынужденных отпусках;

должительность безработицы по стране составляла 9,1 месяцев по сравнению с 5,4 в 1993 г.);

та (средний возраст безработных — около 35 лет) и др.

довым кодексом РФ.

го роста.

Выводы по 2 вопросу

срочном периоде описывается кривой А. Филлипса.

Заключение

 

Выводы по лекции:

ные явления, как инфляцию, безработицу, экономические кризисы.

ную напряженность.

направлениям: регулирование занятости и регулирование доходов.

Задание на самостоятельную подготовку:

ков.

ского занятия.

тия:

Конспекты лекций.

«Лектор-2000».

.

 

– кандидат экономических наук

Н. Рощина

 

Приложения

 

Задача 1

 

 

 

 

 

 

:

способ

е)

2,5 х (0,08 – 0,05) = – 0,075

= – 0,075 х 5300 = – 397,5

– 397,5 + 5300 = 4902,5

 

2 способ

 

– 100 %

Х – 92,5 % (100 – 7,5)

отсюда Х= 5300 х 92,5 / 100 = 4902,5

 

 

ча 2

 

 

 

 

 

 

 

 

:

способ

е)

2,5 х (0,1 – 0,06) = – 0,1

1 = – 0,1

= – 0,1 + 1 = 0,9

/ 0,9

2700/ 0,9 = 3000

ф = 3000 – 2700 = 300

 

2 способ

 

Х – 100 %

2700 – 90 % (100 – 10)

отсюда Х = 2700 х 100 / 90 = 3000

ф = 3000 – 2700 = 300

 

 

 

женности в обществе.

в. лорд Джон Мейнард Кейнс как-то заметил: «Пока наука не одержит неизбеж­ную победу, приходится выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением богатства».

ления привели к власти в Германии в 1933 г. фашистскую партию Адоль­фа Гитлера.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *