Открытый урок по литературному чтению Татарская сказка Три дочери

МАОУ Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1

Открытый урок во 2 классе

по литературному чтению

«Три дочери»

(татарская народная сказка)

Элла Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературному чтению во 2 Б классе

«Три сестры» (татарская народная сказка)

 

персонажей различных сказок, делать вывод о главной мысли сказки.

 

Планируемые результаты образования:

 

: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; объясняют значения устойчивых выражений; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

 

его обосновывать.

 

:

самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом. осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, ставить перед собой учебную задачу, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный в итоге урока.

характеристику по образу героя.

высказывания одноклассников, говорить убедительно и точно.

 

 

компьютер, интерактивная доска, учебник по литературному чтению, учебная хрестоматия, тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями, презентация к уроку, подарок мамам.

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационный момент.

Сказку в душу пропускайте.

 

.

 

. Актуализация знаний учащихся.

 

1.

(авторские и народные)

Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

На какие виды делятся народные сказки?

)

 

Мультимедийный показ.

-Отгадайте к каким видам относятся эти группы сказок?

 

Сказка обязательно учит чему-то людей и выдуманный сказочный мир, всегда несет с собой мудрую мысль.

и мы извлечем из сказок сегодня?

Напомним правила работы:

Умей выслушать.

Не перебивай.

Вырази своё мнение.

 

Повторение изученного.

 

Игра “Угадай”.

сказка)

)

(“Каша из топора” – русская народная сказка.)

»

Кукушка» Ненецкая народная сказка»)

 

Какой главный смысл в каждой сказке?

«Хаврошечка»

Добро побеждает зло.

Помогать старшим, заботится о родителях.

Слушаться старших, быть добрым.

«Каша из топора»

Добру, смекалке, сообразительности.

«Кукушка»

о ней.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой

«Три дочери».

-Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

. Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.

Постановка учебной задачи.

:

действительно сказка;

— охарактеризовать главных героев,

— выделить главный смысл сказки.

Открытие нового знания.

Чтение сказки учителем (½ часть сказки), далее читают дети.

Первичное восприятие прочитанного текста.

и почему?

— Какая же это сказка — волшебная, бытовая или о животных?

Почему вы так считаете?

Словарная работа.

 

малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

тяжко заболела – тяжело

печальная весть — грустная, горестная

чёрный день – тяжёлый трудный

 

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Чтение трудных слов

лась

лась

Обхватили- обхватили

лась

Чтение отрывка сказки по ролям

-Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они?

63.

)

-Что они делают? (работают по хозяйству)

Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей.

.

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

). Работа по содержанию прочитанного текста.

 

Почему все любили младшую дочь долгие годы?

— Что с ней произошло?

смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка?

— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

 

 

 

Белки скачут

Скок – скок – скок.

Да на тоненький сучок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли кто?

Раз – согнулись, разогнулись,

Два – прогнулись, потянулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

 

Первичное закрепление сказки.

 

Работа в парах.

 

Заполните таблицу.

Красота

Трудолюбие

Любовь к маме

 

 

Анализ таблицы:

 

— Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

-Кто вам нравится больше всех? Почему?

— Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?

— За что народ любит младшую дочь?

вы окликаетесь на просьбы мамы?

— За что были наказаны старшие дочери?

— Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

 

Любовь перевешивает все другие качества.

 

 

 

 

Работа с пословицами.

 

:

«Собери пословицу» (по 2 человека):

 

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

«Любовь и труд рядом живут»

«Всем хороша, да слепа душа»

«При солнышке- тепло, при матери- добро»

 

анализ пословиц мультимедийная презентация.

 

 

дадим оценку их действиям.

Работа по вопросам.

?

— Кем они стали?

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком –

чела).

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

белка)

 

не спешит,

На всякий случай носит щит.

не зная страха, гуляет…(черепаха).

Наткёт, наплетёт,

паук).

 

 

мини проектов.

Дома вы нарисовали необычный образ вашей мамы.

Давайте посмотрим на выставку образов наших мам.

вы изобразили маму именно так.

 

 

 

Итог урока. Рефлексия

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.)

 

Таким образом, мы видим, что сказка хоть и татарская, но во многом похожа на наши народные сказки, и не только по общим сказочным условностям, но и по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. Вот почему сказки разных народов были близки и по теме, и по главным нравственным проблемам.

Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.

 

 

9. Окончание урока.

слово учителя.

Материнская ласка конца не знает.

Составление ромашковой поляны для наших мама.

(На лепестках ромашек написать ласковые слова для мамы. Приклеит ь получившиеся ромашки на подготовленное поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *