Определенно-личные предложения

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

• проследить, как «работают» односоставные определенно-личные предложения в речи, используются в различных стилях;

• формировать умения, обнаруживать односоставные предложения в заданном тексте; развивать навык уместного употребления определенно-личных предложений в собственной речи;

• воспитывать потребность в познании и открытиях, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

1.Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Приглашаю вас в Мир русского языка.

А вы не знаете, почему у нас много гостей?

Любовь Александровна? Вы идете в 8Б класс?» Отдали докладную, заявление — документы серьезные, официальные. Я пыталась объяснить, что у нас урок русского языка и тема — Определенно-личные предложения. Нам необходимо научиться находить определенно-личные предложения, посмотреть, как удается «творить чудеса» великим писателям, проследить, как «работают» односоставные предложения в нашей речи, где они нас окружают. Но, увы! Спорить было не к лицу. Я принесла документы к вам и по окончании урока мы должны дать исчерпывающую информацию.

открытия в

области Синтаксиса.

Обращение к эпиграфу:

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,

Как зелено в саду.

подарка

Не жду.

Не радуют ни утро, ни трамвая

Звенящий бег.

—Почему особняком стоит «Не сплю?» (Разговор о бессоннице, но не как болезненно-утомительной ситуации, а как о даре Божием: бессонница для творческого человека — это время творчества, а для подростка — это время роста души, время сосредоточенного размышления о себе, время открытий и познаний).

2. — Отправимся в мир Познаний? Записываем число, классная работа, тема урока.

Козерогов ждут открытия в области синтаксиса;

Водолеи будут подвержены некоторым неясностям со стороны пунктуации;

Рыбам стоит опасаться появления обращений в односоставных предложениях;

Овны должны внимательно присмотреться к грамматическим основам;

простых и сложных предложений;

Близнецы истратят весь запас терпения, сдержанности и рассудительности, узнавая

односоставные предложения;

Раки и Львы столкнутся с коварством назывных предложений;

Девы должны присмотреться к предложениям определенно-личным;

Весам и Скорпионам советуем не доверять предложениям с неопределенным лицом;

синтаксические

конструкции без всякого лица.

В целом урок с новым учителем благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными, активными и жаждущими познаний.

приглашение.

ы, ты — вы).

? А знаете ли вы, что определенно-личные предложения, как люди, большие труженики, где их только не встретишь: и в кабинете официального лица, и за столом ученого, и в классе и среди бумаг писателя. Давайте вспомним, как начинался ваш день.

Утром я встаю в семь часов.

Я делаю зарядку. Потом я умываюсь

и завтракаю. В 8 часов я выхожу из дома.

? Какие это предложения? Не назойливо ли это я? Попробуем его убрать. Прочитайте

лучше?. Чем отличаются? Сделайте вывод.

Вывод: Без подлежащих речь динамична, лаконична.

Ребята, спешу познакомить вас с документом

Директору школы № …

зам. директора по хозяйственной части

докладная.

класса сегодня по дороге в

непозволительности баловства с сигаретой. Я ясно слышала, как он говорил:

, брось!

Относись к своему здоровью бережно!

.

Курить — здоровью вредить! (Текст написан на доске)

с которой начиналась докладная. Из предложений, записанных на доске, выпишите грамматические основы. Какое предложение четвертое лишнее? Почему? Являются ли членом предложения обращения?

.

? Выпишите грамматические основы. По ним восстановите содержание.

.

(на доске высвечивается табличка с надписью стиля — ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ)

Вывод: Определенно-личные предложения трудятся в публицистике.

4. Работа с заявлением.

Директору школы № …

зав. почтовым отделением г. Межгорье

, которое вопреки всем правилам тайны

переписки пропало и находится у ученика 8Б класса Знание

содержания письма необходимо для стратегической безопасности объектов г. Межгорье.

? Выпишите первое предложение заявления.

Заслушивается содержание письма. Из какого произведения (содержание письма находится

на столе каждого ученика). Найдите определенно-личные предложения.

какой стиль употребляется? (высвечивается на доске табличка

РАЗГОВОРНЫЙ)

Вывод. Без определенно-личных предложений не обойтись в разговорном стиле .

5. Ознакомление с приказом.

ПРИКАЗ О пользовании сотовой связью.

Во избежание передачи учебной информации по сотовой связи ПРИКАЗЫВАЮ:

.

какое предложение? (Определенно-личное).

а

в нашем кабинете. (Открываются слова)

Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века. Все будет так. Исхода нет.

 

Умрешь — начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

А.Блок.

? Из каких предложений состоит текст? Найдите определенно — личные предложения.

)

Прочитайте, пожалуйста. Из каких предложений состоит текст? Для чего автор использует определенно-личные предложения? Какой стиль речи? (Высвечивается табличка ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)

7. Высвечивается фраза М. Ломоносова:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности

служит»

Определенно- личные предложения украшают речь художественную.

.

определенно —

личные предложения.

(Текст на листочках о родном городе Межгорье).

? А зачем были переданы официальные документы: заявление, докладная? (В них работают определенно-личные предложения). Какой стиль речи характерен для официальных документов? (Высвечивается табличка ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ).

9. Укрась свою речь.

На доске три вазы. Условно каждая ваза — это наша речь. Речь должна быть красивой. 1 ряд

украшает вазу определенно-личными предложениями, 2 ряд – определенно-личными

предложениями, 3 ряд — двусоставными.

(У каждого ученика на парте имеется комплект предложений желтого, красного и синего

цветов).

.

В каких стилях трудились определенно-личные предложения? Какой стиль речи не был представлен? (Высвечивается табличка НАУЧНЫЙ)

Дается домашнее задание: из учебника геометрии выписать 5-6 определенно-личных предложений научного стиля.

Заключительное слово учителя: Подошел урок к концу. В течение всего урока мы рассматривали определенно-личные предложения, анализировали, наблюдали, как они «работают» Вы старались проникнуть в тайны синтаксических конструкций, а значит, в нашу речь. Радует, что вы хорошо усвоили материал. Успехов вам!

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *