Тема 28. Архитектура Российской Империи второй пол. XVIII — первой пол. XIX вв.

.

 

неограниченность власти монарха достигла максимального предела. Последующий период стал этапом выработки пусть и не явных, но все-таки ограничителей полномочий императоров. Перевороты XVIII в. были отражением претензий общества на участие во власти.

существующей системы, с другой — были вынуждены время от времени делать частичные уступки требованиям общества.

очти все монархи начинали свое правление с поощрения либерализма. Не удивительно поэтому, что именно в эти годы в России получило широкое распространение свободомыслие.

, обнаруживавшие все большее нарастание угрозы социальной нестабильности.

Экономическое развитие России во 2-й половине XVIII в. характеризуется весьма заметными новациями. Прежде всего это касается роста применения свободного труда на мануфактурах. Другим характерным явлением второй половины XVIII в. стало сформирование всероссийского рынка, реально связавшего страну воедино.

укрепила позиции самодержавной власти в стране, позволив ей стать более независимой от социального давления снизу, что заметно ослабило реформаторский пыл государственной власти.

разрешения.

 

 

 

1762-1796

II

Алексеевна

ришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства.

раницы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии, Крыма, отчасти Кавказа).

Система государственного управления при Екатерине Второй впервые со времени Петра I была реформирована.

1796-1801

Фёдорович

.

1801-1825

I

Павлович

.

Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к ужесточению позиции прогрессивной части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность.

 

 

.

.

.

Быстро росли города, прежде всего засчет жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приемы и формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества.

 

арокко, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

, который стал не только основателем теории искусства как науки, но и убежденным идеологом классицизма. Работы французских просветителей о рациональном строении мира, популярные в России, послужили источником гуманистических идей классицизма, которые были радушно приняты дворянскими кругами.

Парадная архитектура классицизма стала олицетворением социального и экономического престижа.

(от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль, развивавшийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского Возрождения.

е черты классицизма:

ориентация на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию

портик гигантского ордера акцентирует центральный объём здания,

геометрически правильные планы,

логичность и уравновешенность симметричных композиций,

трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

здание – параллелепипед, чаще всего в три этажа

строгая гармония пропорций

8) отсутствуют богато декорированные угловые композиции, границы фасада – простые углы, грани объема гладкие, ничем не украшенные плоскости, окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны строгими треугольными сандриками.

В царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило.

Градостроительство

Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и др).

лавными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие границы городов.

на основе геометрически правильной прямоугольной системы.

астройка улиц и площадей городов регламентировалась по высоте.

лавные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.

В классическом стиле формировалась и достраивалась историческая часть таких городов как Киев, Полтава, Одоев, Богородицк, современный Ломоносов и Пушкин, а также порядка 400 других городов Российской империи. На период классицизма пришелся и период основания таких городов, как Екатеринбург, Петрозаводск, Таганрог, Ижевск и некоторых других. Позднее всего классицизм пришел в города Сибири.

 

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО КЛАССИЦИЗМА

1760-1780 гг.

 

Ранний русский классицизм в архитектуре сохраняет пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Определяющие качества раннего классицизма — чёткость объёмной композиции, строгий ритм ордерных элементов, уплощённость фасадов, сдержанность убранства.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором.

 

придворный архитектор. Манера мастера отличалась рационализмом и в определенной степени консерватизмом.

в Ораниенбауме

Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет.

Павильон Катальной горки

состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 м. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 м.

Мраморный дворец

Трехэтажное здание имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор.

раморная столовая и другие.

 

(1726 — 1772) — русский архитектор. С 1761 г. директор, с 1765 г. — профессор, а с 1769 г. — ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму.

(1729 — 1800) — французский архитектор. C 1759 г. профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 г. — придворный архитектор. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, в которых ясность композиций сочетается с барочной пластичностью масс.

Здание Академии художеств

Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове. В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Имеет очень небольшой купол, углубленный в основание.

 

, получил образование в Германии, состоял при Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца. С 1764 преподавал в Академии художеств. В 1772 был возведён в звание академика, 1789 стал директором Академии. 1760-1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена.

Малый Эрмитаж

.

.

фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно.

ой Эрмитаж

и на сторону двора.

Училище мещанских девиц (Александровское училище)

Архитектор по-разному решает два фасада здания: со стороны Невы и со стороны города. Главный корпус образует полукруг, ограничивающий площадь, от которой начинается дорога в город. Фасад имеет трёхчастное членение, подчёркнутое входами, центральный из которых выделен ризалитом с 4-я пилястрами ионического ордера, объединяющими второй и третий этажи. Рассечённая филёнками незначительного рельефа стена оставляет впечатление единого монолита. За основным корпусом размещается целый лабиринт зданий, связанных между собой. Фасады трёх корпусов, выходящих на Неву, оформлены более парадно, с использованием портика из восьми сдвоенных колонн, плотно примкнувших к стене.

ада

Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами.

 

МОСКВА

 

.

ый дом в Москве

.

 

АРХИТЕКТУРА СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА

1780-1800 гг.

 

Зодчие зрелой поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

В Петербурге продолжались важные работы по благоустройству. Создавались гранитные набережные Невы, малых рек и протоков. Возводились замечательные архитектурные памятники, ставшие важными градоформирующими элементами.

Памятник Петру I

. Скала своими размерами (высотой 10,1 м., длиной 14,5 м, шириной 5,5 м) соответствовала просторной прибрежной площади.

Памятник Петру I в ансамбле Михайловского замка

1800 г. Была использована бронзовая конная статуя (скульптор К.Б.Расстрели — отец, архитектор Ф.И.Волков, барельефы — скульпторы В.И.Демунт-Малиновский, И.И.Теребинов, И.Моисеев под руководством М.И.Козловского.

(скульптор М.И.Козловский).

 

.

 

(1745 — 1808) — русский архитектор. В 1755 году был принят в воспитанники Московского университета, в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. С 1762 по 1768 год путешествовал за границей.

В 1769 году получил звание академика, в 1770 году – профессор, в 1794 году — в адъюнкт-ректор. В 1772—1774 годах — главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Таврический дворец

увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Строгость фасада контрастирует с роскошью интерьера. Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад.

Собор святой Троицы в Александро-Невской лавре

Однокупольный храм с двумя двухъярусными башнями-колокольнями. Внутреннее пространство собора, крестообразное в плане, разделено на три нефа массивными пилонами, поддерживающими своды. Собор увенчан куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две монументальные колокольни, возвышающиеся по сторонам лоджии главного входа, оформленной портиком из 6 колонн римско-дорического ордера. Фасады обработаны пилястрами и неглубокими филёнками.

 

Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем. В строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характернейший пример зрелого классицизма в русской архитектуре.

Эрмитажный театр

1783-1787 гг. Здание театра Кваренги выделяет двухэтажной рустованной частью, неглубокой лоджией с большим ордером между боковыми ризалитами и особенно – театральным залом, на создание которого повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный Андреа Палладио.

Здание Академии Наук

Главный фасад трёхэтажного прямоугольного в плане здания обращён на Большую Неву. Нижний цокольный этаж облицован гранитом. Торжественные гранитные лестницы ведут на площадку у главного входа в вестибюль на втором этаже. В нём размещались академические магазины (склады), книжная лавка и квартиры служащих.

Александровский дворец в Царском селе,

. Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

Ассигнационный банк

.

Конногвардейский манеж

ранее украшеного терракотовыми барельефами. С двух сторон от главного фасада на гранитных постаментах были установлены уменьшенные копии мраморных статуй Кастора и Поллукса.

Смольный Институт

В плане архитектуры Смольный продолжает цепочку общественных зданий 1790-х гг, в которых Кваренги варьирует одни и те же палладианские мотивы. Монументальность формы, ясность и простота композиции, строгость пропорций, торжественный 8-колонный портик, расположенный в центре протяжённого фасада над аркой с входами, создают величественный архитектурный образ общественного здания.

 

(1743-1812) — архитектор. В Петербург приехал в 1779 году по приглашению Екатерины II. Разрабатывал дворцово-парковые ансамбли и интерьеры.

Комплекс в Царском Селе

 к которому ведет специальный пандус большой длинны, холодных бань в первом этаже. Все это вместе создает уголок античности на русской почве, приют вдохновения утонченной просвещенной натуры.

В  здании Камероновой галереи интересны широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, они придают необыкновенную легкость верху, вознесенному на тяжелых аркадах, облицованных серым пудосским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и нежно-палевого тона стен, белыми филенками (тонкие доски в раме) и медальонами – контраст силы и хрупкости.

Павловский ансамбль

.

 

МОСКВА

 

, отправленным за границу. Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь искусством планировки, изяществом формы проектируемых зданий. Являлся одним из проводников т. н. французского стиля в русской архитектуре.

Большого Кремлевского дворца

По идейно-образному и строительному размаху, по новизне и смелости задач этот проект не имеет себе равных.

Екатерина Вторая поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженов должен был свернуть все работы. Дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях. Дворец был задуман как центр площади, где архитектор собирался устроить здания Коллегий, Арсенал, Театр, трибуны для народных собраний. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин.

садом, недавно построенная по проекту Ухтомского галерея Оружейной палаты, а также тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов, другие древние палаты и церкви. 1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Вскоре дал трещины и стал сползать под гору Архангельский собор, стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно. В 1774 г. работы были прекращены. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки, южный фасад Архангельского собора подпёрли контрфорсами, а прочие древние строения исчезли навсегда.

Царская резиденция в Царицыно

Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма, Именно в которой был решен комплекс. Архитектурные детали — стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – отражение архитектуры Кремля.

Дом Пашкова

Замечательны баллюстрада с вазами, орнамент. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном.

замка в Петербурге

троился как парадная резиденция императора Павла I. С 1823 г. здесь разместилось Николаевское Инженерное училище.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.

 

(1738 — 1812) — русский зодчий, представитель стиля классицизм, работал также в стиле псевдоготики. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора. Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков.

Здание Сената в Московском Кремле

расной площади, определяя её центр.

Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Голицынская больница

Боковые крылья здания ничем не обработаны, а в центре мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается барабан церковного купола.

Благородное собрание

аиболее оригинален Колонный зал. Он отличается обширностью и высотой. Облик зала определяет коринфская колоннада. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер.

Петровский дворец

В решении этого дворца казаков воплотил свои искания в мавританско-готическом стиле, начатые еще Баженовым. Облик этого здания определяют красный цвет кирпича и белый декор в восточном стиле.

ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА

АМПИРА

0 гг.

 

Переход от классицизма к ампиру произошел достаточно логично и плавно.

 

можно объяснить появлением претензий Российской империи на диктат в Европе. Кроме того, в России была сильна мода на все французское, даже во время войны с наполеоном. На волне триумфальной победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти.

Характерные черты русского ампира:

1) сочетание геометрически правильных форм, возвышенной, торжественной приподнятости образов и сдержанной красоты лепного декора

Используются мотивы, репродуцирующие практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и т. п.

) композиция зданий отличалась усиленным тяготением к мужественности, торжественности и монументальности.

) художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта

) сооружения отличались большой пышностью и парадностью, призваны были подчеркнуть мощь (в т.ч. и военную) Российской империи и увековечить ее триумф.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

.

 

(1759 — 1814) — архитектор, живописец, один из основоположников русского ампира.

Казанский собор в Петербурге

охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект.

пилястрами. Входы оформлены шестиколонными портиками. Фасад облицован пудосским камнем, из него же выполнены колонны, капители, антаблементы и барельефы.

.

Горный институт

1806-1811 гг. Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

 

(1760 — 1813) — французский архитектор, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Биржа

Композиционный центр Васильевского острова. Объём, напоминающий античный храм на высоком гранитном стилобате с окружающей центральный объём дорической колоннадой. С торцов 10 колонн, с боков – 14 колонн. На стилобат с торца ведут лестницы, а сбоку – 2 пандуса. Центральный объём возвышается над колоннадой, вмещает главный зал и расположенные по периметру в 3 яруса служебные помещения.

Колонны выполнены в дорическом ордере, поставлены у спусков к Неве по обе стороны полукруглой площадки. Служили маяками, подчёркивали значимость Биржи. Постаменты выполнены из гранита, сами колонны из пудосского камня. Украшены металлическими скульптурными изображениями. Наверху – металлические треножники с чашами-светильниками. Внутри колонн – винтовые лестницы.

 

(1761 — 1811) — русский архитектор, представитель стиля ампир. Его учителями были А. Ф. Кокоринов и И. Е. Старов. С 1787  преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников. С 1794 года стал академиком.

Комплекс зданий Адмиралтейства

1806-1823 гг. Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

Центральная часть оформлена аркой, над которой устроена квадратная в плане башня, по периметру окружённая колоннадой, перекрытая коробовым сводом и увенчанная шпилем. Сооружение П-образной формы, оформлено колоннадой дорического ордера. Крылья имеют три этажа: цокольный – с рустовкой, первый и второй – с оконными проёмами, оформленными прямоугольными сандриками. Антаблементы оформлены триглифами.

 

Постройки Стасова отличаются представительностью, торжественностью архитектурных форм. Развивая идеи русского ампира, Стасов часто обращался к строгим формам дорического ордера.

раженский собор

с воинскими атрибутами.

р Измайловского полка

Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Малые купола вокруг главного купола  были расставлены  не диагонально, как делалось обычно, а над рукавами креста, по странам света. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. Главный купол собора — второй по величине деревянный купол в Европе. Здание украшают скульптурный фриз, портики из коринфских колонн. Чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность.

риумфальные ворота

15 м.

риумфальные ворота

Возведены в память победоносного завершения русско-турецкой войны 1829 г. и подавления в 1831 г. польского восстания. Композиция Московских триумфальных ворот не совсем характерна для ампира, так как строение напоминает не римскую триумфальную арку, а  греческие пропилеи. Ворота оформлены колоннами дорического ордера из чугуна, над ними находится фриз, на нем тридцать крылатых фигур несут щиты с российскими гербами — городов, полки которых участвовали в сражениях. Вверху установлены восемь  пятиметровых композиций из древнеримских военных атрибутов (скульптор Б. И. Орловский).

 

(1775 — 1849) — российский архитектор, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях. Обучался у архитектора В.Бренна.

Главной сферой деятельности стало создание городских архитектурных ансамблей. Проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы.

Михайловская площадь и Михайловский дворец

После решения о начале строительства дворца, архитектор начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

Дворцовая площадь и здание Главного штаба

В центре площади установлена Александровская колонна.

Сенатская площадь и здания Синода и Сената

Здание Сената и Синода связаны между собой аркой. Центральные части обоих зданий оформлены колоннадой композитного ордера, цоколь – рустом.

Александринская площадь и Александринский театр

, сеть новых улиц, связанных между собой и с другими магистралями центра, застраиваются как единый архитектурный ансамбль. В центре доминирует здание Александринского театра. В результате возникает крупнейший общественный и культурный центр, в который входят театр, публичная библиотека, здания министерств и целая система улиц.

 

Учился в Париже под руководством Перрье, Фонтена и Антуана Коммарье. В 1816 прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I.

Александровская колонна

(скульптор Б. Орловский). Бронзовые барельефы на пъедестале включают изображения древнерусских кольчуг, шишаков, щитов.

Исаакиевский собор

Собор – одна из архитектурных доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора.

Купол высотой 28 м с конструкциями из металла. В интерьере – лазурит, малахит, порфир и мрамор. Архитектурные детали отлиты из бронзы.

I

. Внизу – аллегорические женские фигуры. Сама статуя из бронзы, пьедестал с тремя ступенями – из финского гранита.

 

МОСКВА

 

.

 

(1784 — 1834) — российский архитектор. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города. В 1814 г. Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их точным осуществлением. Сумел на этом посту обновить облик Москвы, с новым для неё размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 г. генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

Большой театр и Театральная площадь

, а также внёс существенные коррективы в наружную и внутреннюю отделку.

По замыслу Бове, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью. Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям.

театра, а с противоположной стороны, под углом к китайгородской стене — сквер. Продольные стороны площади ограничивали четыре двухэтажных корпуса с открытыми галереями в первых этажах, перекрытыми крестовыми сводами, которые зрительно расширяли площадь и предназначались под торговлю. Выходящие на проезд торцы зданий Бове акцентировал повышенными трёхэтажными объёмами с портиками. Одинаковый ритм этих корпусов должен был подчёркивать монументальность стоящего на площади театра.

Триумфальная арка в Москве

.

 

 

ИЖЕВСК

 

1825) — первый профессиональный ижевский архитектор. Считается пионером горнозаводского зодчества на Урале.

.

Захарова в Гатчине. За выполненную под его руководством «программу» получил Большую золотую медаль и был отправлен на стажировку в Италию, где учился в Риме у известных профессоров Кампорези и Аспруччи.

на строительство Ижевского оружейного завода.

проект был составлен и послан в Петербург на утверждение царю. В основу генерального плана архитектор положил принцип поквартальной застройки.

рсенала, горная школа, Троицкая церковь, Александро-Невский собор и другие.

Дудин стал первым профессиональным архитектором на территории Удмуртии и Вятского края, основоположником уральского классицизма. Известно о 50 проектах и постройках зодчего. За успешную деятельность по проектированию и строительству «города Ижа» архитектор был награждён двумя орденами.

За 18 лет своей деятельности в Ижевске архитектор был награждён орденами Св. Анны III степени и Владимира IV степени.

и был похоронен на Нагорном кладбище в Ижевске. Сейчас на этом месте находится стадион «Зенит».

Дом Захария Лятушевича

были сделаны пристройки на три окна с севера, и на три окна с востока, нарушившие симметрию фасада.

Главный корпус Ижевского оружейного завода

Первое в России многоэтажное производственное здание.

Дудин задумал центральный корпус с башней как объединяющий архитектурный центр города. Замыкая собой перспективу главной магистрали (нынешней Советской улицы), заводская башня надолго определила архитектурный силуэт Ижевска и имела для него такое же композиционное значение, как для Петербурга админиралтейская игла.

полукруглых пилястр поддерживает богато профилированный антаблемент и двухъярусный аттик, служащий подножием стройной круглой башни, которая увенчивает все здание и придает ему законченный вид. Изящная по силуэту башня (высотой 50 м) состоит из трех поставленных друг на друга, уменьшающихся в диаметре объемов и завершается высоким шпилем в виде дорической колонны, что создает впечетление устремленности ввысь. Прорезанные в нижнем, более массивном ярусе башни высокие проемы-звоны (в них помещаются колокола заводских часов-курантов) усиливают впечетление легкости и изящества соружения.

Арсенал

1823-1827 гг. Это последняя постройка С.Е.Дудина. Проект арсенала разрабатывался им еще в период стажировки в Италии, а окончательный вариант его утвержден в 1813 г.

Три фасада здания решены им в строгих традициях русского классицизма и имеют совершенно одинаковую композицию: в центре — торжественные шестиколонные портики с треугольными фронтонами, а по бокам — слегка выступающие крылья-ризалиты. Плоскость стен оживляют лепные карнизы-сандрики над оконными проемами и рустованные простенки между окнами.

здание было отделано снаружи и внутри и 27 октября в Ижевскую оружейную контору поступил рапорт об окончании строительства. Ввиду смерти Дудина рапорт был подписан его помощником А. П. Беляниновым.

Александро-Невский собор

выслали в Ижевск чертежи только что законченного Андреевского собора в Кронштадте работы А.Д. Захарова.

, колокольня собора поднята почти сорока годами позже.

Александро-Невскому собору присущи типичные черты классического стиля: строгие пропорции основных объемов, простота и ясность линий, лаконичность декоративной отделки. Гармоничностью пропорций отличаются пластические портики, полукруглый алтарный выступ, членение стен, благородные формы колоннады.

шестиколонных портиков с юга и севера храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.

.

— будущий царь Александр II, тогда еще наследник престола, в свите которого находился известный русский поэт В.А. Жуковский.

 

текст. Задерацкий

 

 

Всеволод Петрович Задерацкий

охранились в рукописях.

произведения, написанные в такое страшное время.

годы известно очень мало, многие факты его биографии открываются случайно. Лишь недавно стало известно, что в 1915 и 1916 годах Задерацкий занимался музыкой с наследником престола, царевичем Алексеем. Возможно, именно этот эпизод стал причиной последующего систематического преследования.

в 1918 – 1920 годах он служил в армии Деникина, после чего его сослали в Рязань.

итор провел в лагере на Колыме «без права переписки».

: «доступной» и основанной на народных мелодиях. Но даже эту музыку Задерацкому по-прежнему не давали исполнять. Пережив и своего ученика цесаревича Алексея, и бывшего командира генерала Деникина, Всеволод Задерацкий умер от болезни сердца в 1953 году, не дожив всего одного месяца до смерти И. В. Сталина.

века.

 

 

 

 

 

 

М. Пигулевская

 

 

ТВиМС_вопросы к экзамену_БЭ _2017

по дисциплине

»

курса бакалавриата,

«Экономика»

уч. год)

 

 

. Вариационный ряд. Основные понятия: ранжированный ряд, дискретный и интервальный ряды, частота и частость, формула вычисления ширины интервала непрерывного ряда.

 

. Графическое изображение вариационного ряда: полигон, гистограмма, кумулятивная кривая, эмпирическая функция распределения.

 

. Средняя арифметическая, дисперсия и среднее квадратическое отклонение вариационного ряда. Упрощенный способ подсчета.

 

. Генеральная и выборочная совокупность. Основные понятия: генеральная и выборочная средняя, дисперсия и доля. Способы образования выборки.

 

. Понятие оценки параметров. Основные свойства: несмещенность, состоятельность, эффективность.

 

. Оценка генеральной доли: случай повторной и бесповторной выборки.

 

. Оценка генеральной средней: случай повторной и бесповторной выборки.

 

. Оценка генеральной дисперсии: случай повторной и бесповторной выборки.

 

. Интервальная оценка параметров. Доверительный интервал, доверительная вероятность, предельная ошибка выборки.

 

. Построение доверительного интервала для генеральной средней и генеральной доли.

 

. Объем выборки в повторном и бесповторном случаях.

 

. Статистическая гипотеза. Основные понятия: простая и сложная, основная и конкурирующая гипотезы. Статистический критерий, его мощность и уровень значимости. Ошибки 1-го и 2-го рода. Принцип практической уверенности.

 

. Общая схема проверки статистических гипотез. Левосторонняя, правосторонняя и двусторонняя критические области.

 

-распределение Пирсона.

 

. Функциональная, статистическая и корреляционная зависимости. Виды корреляционной зависимости. Выборочные линии регрессии.

 

. Линейная парная регрессия. Система нормальных уравнений для определения параметров прямых регрессии. Формулы для расчета коэффициентов регрессии.

 

. Коэффициент корреляции и его свойства.

 

. Точечная оценка значимости параметров связи.

 

. Интервальная оценка значимости параметров связи.

 

Открытый урок “Произведение многочленов”

А

слайд-презентации

 

МО РФ

Предмет: Алгебра

7

(сл.1)

Формирование умения самостоятельной исследовательской работы,

о действиях с многочленами,

Формирование новых знаний и умения:

,

приведение подобных слагаемых

задач.

по теме урока.

 

:

 

   Организационный момент:

Учет посещаемости.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

Немного из истории.

(сл.3).

(сл.4).

 

   последующей проверкой по цепочке в обратном порядке.

 

   Изучение нового материала.

На доске заранее подготовлен чертеж прямоугольника ABCD, который разделен на прямоугольники.

 

 

 

 

 

 

 

 

   группам по 4 человека и предлагают свои версии.

Обобщаем их предложения и с помощью (сл.5) показываем способы нахождения площади прямоугольника.

Теперь же можно сделать вывод:

?

Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо…

 

?

очень похож на брызги фонтана (сл.6).

 

изученного

(сл.7).

?

А теперь проверьте себя. Работаем устно (сл.8).

 

Физ. минутка.

минутку-зарядку для глаз (сл.9-14).

 

(сл.15).

 

:

:

   II

 

Решим и порверим ответ с (сл.16).

 

   Сообщаем домашнее задание.

 

.

 

Открытый урок по обучению грамоте УМК Гармония 1 класс

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Гармония»

Учитель: Митина Елена Анатольевна

Тип: урок приобретения новых знаний

 

:

,

Задачи урока

 

Работа с сигнальными карточками, звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями, задание на выявление звуков и обозначение буквами, упражнения на выделение лишнего.

Деятельность ученика

 

 

 

 

Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс

Тема урока «Музыка эпохи Возрождения»

а класс

Научить учащихся определять характерные черты стиля в музыке

Задачи:

Обучающие:

Формирование умения анализировать информацию и находить существенное

Научить определять проблему урока и способы её решения

Развивающие:

Развитие критического мышления школьников в процессе анализа музыки различных эпох.

Формирование УУД учащихся в процессе решения задач урока.

Воспитательные:

Формирование навыков оценки музыки различных эпох с духовно-нравственных и эстетических позиций.

Формирование навыков самостоятельной деятельности при решении проблем творческого и поискового характера в ходе урока.

Воспитание любви и интереса к музыке.

с таблицей, тексты

 

Ход урока:

В каких музыкальных культурах мы с Вами уже путешествовали?

)

?

цель

?

 

Какие виды искусства существовали и получали развитие?

Особенности мировоззрения

Система передачи музыкального знания

Где могла звучать музыка? И где получала свое развитие?

, язык

и жанры

,

 

 

 

 

 

 

нтичность

 

 

 

 

 

 

редневековье

 

 

 

 

 

 

Ренессанс

 

 

 

 

 

 

 

выполняют

Молодцы! Наш багаж собран и теперь мы можем отправляться исследовать эпоху Возрождения. Только у каждого путешествия должна быть цель. Как вы думаете, какова она у нас?

Чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения

:

1. Читаете текст

(по командам по руке – баллы каждой команде)

3. Заполнить таблицу, аргументировав ответы. В тексте есть косвенное упоминание о чем-либо.

выполняют

минут)

выполняют

С возвращением. Получилось у вас собрать необходимую информацию? Замечательно. В таком случае мы составим отчёт о путешествии и назовём его «Записки путешественника».

1. Что мы называем эпохой Возрождения

2. Назовите временные рамки эпохи Возрождения

3. Какими качествами должен был обладать человек эпохи Возрождения

4. Что такое гуманизм

5. Каковы идеи и задачи гуманизма

6. Что такое светская музыка

7. Приведите примеры светской музыки (композитор, название)

8. Назовите особенности музыкального языка эпохи Возрождения

9. Какие темы отражались в музыке той эпохи

10. Какое место занимала инструментальная музыка в эпоху Возрождения

11. Какие новые жанры возникли в эпоху Возрождения

путешествия

Определить особенности музыки эпохи Возрождения

мы узнавали эти особенности?

чем отличается музыка Средневековья от музыки Возрождения

).

и канон

Какой же вывод мы сделаем? Каковы особенности музыки Возрождения?

выполняют

Чем музыка Возрождения отличается от музыки Раннего Средневековья?

выполняют

Как вы думаете, мы достигли нашей цели?

выполняют

Молодцы. Теперь предлагаю подвести итоги нашего урока путешествия и ответить на вопросы:

 

Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Я бы хотел

Новые знания мне пригодятся

Оцените свою работу на уроке

Оцените работу своих товарищей

 

.

:

(Франция)

 

1

енессанс

вв.).

гуманизма.

– учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи

В эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни

.

Утвердилась идея самопознания и самосовершенствования

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства. Человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

сство античности с присущей ему гармонией человека и окружающего его мира.

оставались ведущими монументальными жанрами.

.

(танцевальная песня),

)

(песня лирического содержания).

Музыкальные жанры эпохи Возрождения:

• народная хоровая песня — ФРОТТОЛА, ВИЛАНЕЛЛА;

(Франция);

месса, мотет

Появляются новые инструментальные жанры:

вступительная пьеса

(изысканная пьеса) — полифоническое письмо

• канцона (песня без слов) – предшественница фуги

 

 

 

 

1

 

Открытый урок по математике Прямоугольник и квадрат УМК ПНШ

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

МАТЕМАТИКА

Тема: ПРЯМОУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

(2 класс)

 

 

 

 

Наталья Васильевна

Тип урока

Педагогическая цель

Планируемые результаты

Цели:

Познавательные умения:

— определять геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник) и обосновывать своё мнение;

— определять  различие прямоугольника и квадрата и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным правилом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Дети, улыбнитесь, повернитесь, поприветствуйте наших гостей.

Присаживайтесь на свои места.

Повернитесь вы друг к другу,

Улыбнитесь вы друг другу.

За руки возьмитесь

И ещё раз улыбнитесь.

Проверяют готовность к уроку

 

Включаются в деловой ритм урока.

 

 

 

: самоопределение.

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация опорных знаний

Что изображено на следующем слайде? (геометрические фигуры)

Назовите фигуры, которые вы знаете.

Называют фигуру и доказывают свой выбор.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3.Постановка учебной задачи

— Поставьте перед собой цель.

— Давайте уточним тему урока.

Называют треугольник, оставшиеся фигуры четырехугольники. Формулируют тему урока

.

: постановка вопросов.

4. Освоение нового материала

Откройте, пожалуйста, учебник на с.5 «Содержание» и найдите тему урока.

— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

— Для того чтобы пойти дальше давайте вспомним что такое – четырехугольник?

— А сколько углов и сторон у четырехугольника?

— Чтобы достигнуть намеченных целей мы должны пройти все задания.

задание первое.

действия вас просят выполнить с помощью угольника?

— Как проверить, что углы прямые?

Прочитайте определение, находящееся на верхней плашке голубого цвета и воспроизведите его.

— Прочитайте второй абзац и ответьте на вопрос, какие действия вы будите выполнять с помощью линейки?

— Прочитайте определение, находящееся на нижней плашке голубого цвета воспроизведите его.

— Что объединяет все оставшиеся фигуры?

общие и отличительные признаки.

— Переходим к следующему заданию.

Обучающиеся формулируют тему урока, совместно с учителем ставят цели на урок

которых все углы прямые.

 

 

Нам надо узнать, чем прямоугольник отличается от квадрата, а чем они похожи

Дети высказывают свои предположения

: контроль, оценка, коррекция.

знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Физминутка

? Встаньте возле рабочего места.

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок.

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 

5.Первичное закрепление

— Переходим к следующему заданию.

— У вас на столе лежат листочки в клеточку. Начертите самостоятельно квадрат. С помощью чего вы будете чертить?

— Молодцы! Переходим дальше, задание третье.

— У вас на столах есть заготовленные модели прямоугольника. Предлагаю вам отрезать от модели прямоугольника часть, чтобы она была квадратом, одна сторона которого равна одной из сторон прямоугольника.

— Очень хорошо.

— А сможете ли вы самостоятельно начертить прямоугольник, который не является квадратом? Начертите. Закрасьте, пожалуйста, часть этого прямоугольника так, чтобы закрашенная часть была квадратом.

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

 

: контроль, оценка, коррекция.

знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

проверка

— Продолжим наше путешествие и перейдем к заданию четыре.

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать. Выполните самостоятельно, сначала на бумаге, потом на моделях.

— Ребята, наше путешествие подходит к концу, у нас осталось последнее задание.

.

— Сосчитай сколько квадратов.

— Сосчитайте число маленьких квадратов. 9

— Сколько средних квадратов, состоящих из четырёх маленьких. 4

— Сколько здесь больших квадратов, состоящих из девяти маленьких? 1

— Сколько всего квадратов? 14

Самостоятельное выполнение в тетради.

Самопроверка.

Взаимопроверка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

6.Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала

Ребята, а где вы можете встретиться с прямоугольником и квадратом

Дети высказывают свои предположения.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Внимание на слайд.

прямоугольник и квадрат?

— Чем отличается прямоугольник от квадрата?

— Найдите правильное утверждение: любой квадрат прямоугольник – любой прямоугольник квадрат.

общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата).

— Что мы запомнили? (определения – что такое прямоугольник и квадрат).

(построение с помощью линейки прямоугольника и квадрата на клетчатом листе бумаги).

Тетрадь для самостоятельных работ № 1; с. 34; подготовить в тетрадях две круговые схемы.

Оценивают свою деятельность.

и делают вывод о том, достиг ли урок своих целей.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

: рефлексия.

 

открытый урок по математике в 5 классе

Каткова Галина Геннадьевна,

МАОУ СОШ № 118

 

Цель:

Повторение содержания понятия “процент”;

Повторение основных приемов и методов решения задач;

Демонстрация связи математики с реальной действительностью;

мышления и речи учащихся;

Развитие самостоятельности в нахождении правильного выбора

Воспитывать честность в оценке своих знаний.

проектор, интерактивная доска

 

 

Открытый урок по математике 3 класс

Письменная нумерация в пределах 1000

урок-закрепление

пить умение читать, записывать числа в пределах 1000, знание десятичного состава чисел, умение представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, умение сравнивать трехзначные числа, умение решать примеры и задачи;

совершенствовать вычислительные навыки;

— развивать умение рассуждать, мыслить, анализировать;

— воспитывать

презентация, раздаточный материал различного характера.

 

Ход урока

Звенит, звенит, звенит звонок,

Мы начинаем наш урок.

А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалится.

, А кому, друзья, скажите,

Это может нравится?

 

Ох, скажу я вам, ребята,

Все примеры не назвать.

Идти тихо или быстро, Но должно быть всем понятно,

Чтобы в класс не опаздать. Что математику вам надо знать на пять.

 

Вот строительство большое.

Прежде чем его начать

Нужно всё ещё подробно

Начертить и рассчитать.

 

а, мы должны провести разминку или гимнастику для ума. Готовы?

действия в математике;

найдите сумму чисел 42 и 35;

— уменьшите 63 на 8;

52 больше 9;

первый множитель 5, второй множитель 8, произведение…;

— делимое 63, делитель 9, частное …;

— во сколько раз 24 больше 3?

— я задумала число, увеличила его на 5, а потом в 5 раз и получила 40. Какое это число?

Молодцы! Ум в порядок привели, а теперь загадка.

Звучит цирковая музыка.

В середине – волшебство:

Из кармана своего.

ирк)

. Откройте тетради и запишите число и классная работа (ученик диктует).

А я предлагаю провести устный счёт.

Устный счёт

Восемь раз – запишите красиво один раз. Молодцы! Через одну клеточку в сторону повторите написание до конца строчки.

 

к первому классу, классу тысяч)

 

5, 7, 8 составьте и запишите все возможные трёхзначные числа, не повторяя одну и ту же цифру в записи числа. Записываем в столбик и начинаем записывать в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? (начинаем с маленького числа, заканчиваем большим) На доске карточки с числами (дети называют число и бегут к доске вешают карточку).

578 587 758 785 857 875

   о

У детей в тетради: 578

587

758

785

857

875

вы видели или слышали об этом предмете. Это вид циркового передвижного помещения, а почему так? Сейчас вы узнаете, если дадите правильный ответ.

Слайд. 1. Найдите число, в котором 7 единиц второго разряда.

709 607 372

2. Какое число при счёте следует за числом 459?

579

3. Какое число при счёте предшествует числу 500?

400 555 499

4. Назовите число, в котором 1ед. 1разряда, 8ед. 3разряда.

810 81 801

5. Какое число состоит из 3 сотен?

30 333 300

. так: 400+80+6

684 486 864

сколько в числе сотен, десятков и единиц) Молодцы!

Давайте вернёмся к нашему столбику чисел и представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых (проговаривают и записывают по цепочке) Правильно. Молодцы! А вот теперь послушайте.

 

ратились в грандиозные зрелища.

 

А вот какие мы узнаем позже, а пока, кто был очень внимательным и услышал в моём рассказе о единицах измерения.

длины, метр)

Молодцы!

А давайте попробуем начертить вот такую арену или манеж.

Какая фигура лежит в основе арены? (круг)

круг? (окружность)

Как правильно начертить окружность, при помощи какого инструмента? (циркуля)

с центра), а радиус окружности будет равен 2 см.

Радиус это ½ диаметра.

) Если радиус равен 2 см, то чему равен диаметр.

. 2=4см)

Начертите. Обозначьте центр, проведите радиус красным карандашом, а теперь синим – диаметр.

и Д=13м, диаметр нашей окружности меньше диаметра арены цирка, или больше) Конечно, а давайте вспомним начиная с самой маленькой, какие ещё единицы измерения длины вы знаете? (мм, см, дм, м, км) Давайте запишем в тетрадь.

1км

1000

Доказали, молодцы! А теперь, кто справится с этим заданием, тот приглашается на отдых, пока подумайте, как называется перерыв в цирке.

 

Слайд. 1м это …дм 4м 16см = …см

420см = …м …дм

300см = …дм

 

Молодцы! И с этим заданием справились. Так как называется перерыв в цирке (антракт).

.

3.Работа по теме.

уппе имеет свой жанр выступления.

 

дрессура, акробатика, жонглирование, гимнастика, иллюзия, клоунада).

Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, гибкость, контактируют с животными, глотают огонь, дрессируют змей, умеют рассмешить зрителей.

детях на листочках, которые лежат на столе, записана задача)

 

На арене цирка выступало 15 собачек и 3 медведя. На сколько собачек на арене было больше, чем медведей? Во сколько раз медведей было меньше, чем собачек?

(ученик у доски, дети записывают задачу в тетрадь)

олодцы! Тогда ещё одна задача.

 

Из 10кг свёклы получают 2кг сахара. Сколько сахара можно получить из 40кг свёклы? из 80кг? из 100кг? (на первый вопрос ученик отвечает, а на два других дети отвечают самостоятельно, за это получают призы – шарики)

 

Тихо сядем.

 

 

 

лайд)

.

 

Специализацию клоунов можно подразделить на:

– клоунов-буфф, исполняющих разговорные или мимические сценки;

– коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру;

– музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент;

– клоунов-дрессировщиков;

– клоунов-акробатов.

 

)

вас

Откройте учебник на стр.51 и посмотрите на поля, на занимательные рамочки, давайте превратим их в уравнения. Первое подскажу я. Есть целое число 100 и два слагаемых, а третье неизвестно, обозначим его латинской буквой «Х», получим уравнение: 34 + Х + 56 = 100. Записываем и решаем. Составьте свои уравнения и проговорите мне их. Молодцы!

 

4. Итог.

) Покажите, какое у вас настроение, прикрепите к моему клоуну свои шарики.

 

Но, конец, домой пора,

выходим, дождь, как из ведра,

насквозь промокнем,

но зато мы побывали в цирке — шапито.

1. Гимнастика для глаз.

(сапоги)

(артист)

(улица)

(корзина)

(ученик)

(работа)

(стакан)

(лимон)

 

Открытый урок по литературному чтению на основе ОбразовательнойсистемытШкола 2100 3 кла

средняя школа»

 

 

 

 

 

Открытый урок по литературному чтению на основе образовательной системы «Школа2100» 3 класс

 

 

Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

«Первый день занятий».

:

Формировать навык чтения по ролям;

Развивать умения эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц;

Воспитывать чувство юмора.

: схема героев повести «Школа клоунов»; иллюстрации к повести; толковый словарь; слайды.

Ход урока

. Организационный момент.

. Проверка домашнего задания.

Чтение составленных объявлений о школе клоунов.

Беседа по тексту «Первый день занятий».

— Назовите героев повести Э. Успенского.

— Чем похожа «Школа клоунов» на обычную школу и в чем ее отличие?

— Какие уроки были в первый день занятий?

— несмотря на то, что в первый день не было уроков, н был очень насыщенным. Произошло много разных событий.

— Какое настроение возникло у вас во время чтения?

— Над чем вы смеялись?

. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведением Э. Успенского «Школа клоунов».

— А что же такое «школа»?

— Все мы привыкли к тому, что когда в школе начинаются занятия, прекращается досуг («свободное» время).

.

от работы время.

Вначале проводились только беседы, но постепенно они превратились в самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, поэзию, ораторское искусство.

. Изучение нового материала.

Речевая минутка.

Чтение стихотворения уч-ся сначала про себя, а затем хором с доски.

Звенит звонок,

Рассыпав смех веселый,-

Он стосковался

В летний час по нас.

День добрый, школа,

Дорогая школа!

День добрый,

Наш уютный, светлый класс!

М. Чернявский.

— Как называется раздел учебника?

текста «Первый день занятий». Деление текста на части, составление плана.

Беседа после чтения.

— На кого похожи своим поведением клоуны? (На детей).

Он возглавляет сразу и обучение, и развлечение.)

думаете, каким должен быть начальник этой школы?

— Сколько было учеников в этой школе?

Кто в этом виноват, ведь желающих было очень много?

— Почему все очень обрадовались появлению клоуна Сани?

?

— Кого же можно было назвать такой кличкой?

».

— Э. Успенский играет словами, подобно ребенку.

».

(В игру.)

— Как вы думаете, почему именно Наташа смогла разрезать ленточку?

— Объясните значение слова «неразлучники».

(Неразлучные друзья.)

— Как вы думаете, каким должен быть голос Наташи?

— Объясните значение слова «завхоз».

— Каким хозяйством заведовал Помидоров?

показан Помидоров в повести?

— Каким вы видите директора школы?

— Назовите героев повести «Школа клоунов»?

Учитель записывает на доске схему.

 

 

Большой начальник

 

 

 

 

 

Школа клоунов

 

 

 

 

 

Потаповна

 

 

Шура – рыжий клоун

 

Директор школы

 

Саня из тайги

Завхоз Помидоров

 

 

.)

-Какой по характеру Шура? (Застенчивый, несмелый, волшебник.)

Выносливый, заботливый, деловой.)

— Составьте план главы «Первый день занятий».

Запись на доске и в тетрадях:

Объявление об открытии школы.

Будущие ученики и учителя.

.

Веселое открытие школы.

Знакомство.

Завхоз Помидоров.

Физкультминутка.

Вверх ладошки!

Хлоп! Хлоп!

По коленкам –

Шлеп! Шлеп!

По плечам теперь

Похлопай!

По бокам

Себя пошлепай!

Можем хлопнуть

За спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем!

Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Учащиеся выполняют движения за учителем.

 

«Приложение первое».

— Объясните значение слов и выражений:

– дополнительные сведения.

(Есть питомники для растений).

– поселок пограничников.

Далее уч-ся читают вслух по цепочке.

— Кому посвящена эта заметка?

?

не отказалась кормить козленка?

преступник не устоял?

?

— Что вы узнали о клоуне Сане?

— Как вы относитесь к его поступку?

к колышку во дворе, как простую козу?

 

отрывков, которые особенно понравились.

V. Итог урока.

— Какие строки произведения вызвали у вас улыбку?

«Школа клоунов».

— Дайте характеристику клоуну Сане.

— В чем особенность языка Э. Успенского?

— Хотели бы вы оказаться в такой школе?

 

 

Открытый урок по литературе И.С. Тургенев Отцы и дети

 

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока:

образовательные

выявить понимание учащимися внутреннего мира героев, особенностей сложных взаимоотношений персонажей в отношении к любви;

углубить представление о герое;

отрабатывать навык анализа художественного произведения;

подготовиться к сочинению;

развивающие

развивать навыки ведения дискуссии как нетрадиционного подхода к осмыслению произведения;

умение грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения;

развивать культуру устной монологической речи, выразительное комментированное чтение;

умение анализировать, обобщать, делать выводы, ставить и решать проблемный вопрос;

развивать индивидуальные способности учащихся;

воспитательные

прививать любовь к творчеству И. С. Тургенева;

воспитывать умение слушать и понимать других и их точку зрения;

формировать систему нравственных ценностей (уважение, любовь, сочувствие.)

Тип урока: — комбинированный.

Методы работы

на уроке:

репродуктивный;

частично-поисковый;

эвристический.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Средства обучения:

портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;

Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»

иллюстрации к произведению;

;

тетради по литературе;

тесты;

толковые словари;

видеофильм “Отцы и дети”;

стихи о любви.

Оформление доски:

тема занятия,

ключ к тесту,

критерии оценок,

проблемный вопрос.

Форма проведения урока: урок развивающего обучения.

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, определение отсутствующих.

— Я вижу, что все присутствуют, готовы к работе, начнём наше занятие.

Сегодня у нас присутствуют гости.

2. Актуализация опорных знаний.

№1)

 

А вот тему урока вы сформулируете сами, если, прослушав высказывание автора романа, догадаетесь, что он имел в виду:

держится и движется жизнь” (И.С. Тургенев).

Любовь в романе “Отцы и дети”.

Эпиграфом к уроку станут слова самого Тургенева:

).

 

Цифровой диктант

прочитали.

№ 5-9).

Действие романа начинается в 1859 году. 1

Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0

Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1

Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0

Сводного брата Аркадия звали Митей. 1

Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0

Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1

Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1

Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0

В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0

В итоге: 1010101100

М., 2007)

 

3.Изучение нового материала.

Звучит романс на стихи И.Тургенева и композитора В.Абазы «Утро туманное».

а) Краткое сообщение об истории романса “Утро туманное”

Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.

(Приложение 1).

В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:

Базаров и Одинцова.

Павел Петрович и княгиня Р.

Аркадий и Катя.

№ 10).

Главный герой Базаров.

В)Прежде всего, нам нужно выяснить, какие отношения сложились у Базарова и Одинцовой и почему?

— Кто главный герой романа? ( Евгений Базаров).

— Кто он? (Составляется портретная характеристика: врач, нигилист, молодой человек, проходит испытание любовью, что отрицает?)

Учитель: образ Базарова будет неполным, если мы не рассмотрим, как он проходит главное испытание в своей жизни.

— Какие слова в теме нашего урока являются ключевыми? ( Любовь, жизнь).

 

Г)Давайте охарактеризуем отношение Базарова к женщине, опираясь на текст романа. Ребята приводят цитаты:

“Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…, этакой человек не мужчина, не самец”;

“И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения”.

“Свободно мыслят между женщинами только уроды”.

верно рассуждает о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви, а тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Несмотря на это, в жизни Базарова произойдет встреча, которая опровергнет эти его теоретические рассуждения. Что это встреча? Кто эта женщина?

 

Слайд 12 Одинцова

Д)Эта женщина – Анна Сергеевна Одинцова. Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

Впервые она появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой. Главное, во всём её облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны – спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга – закономерно подводит читателя к мысли о возможном её равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг неё (глава 14).

лайд 14

Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге.

Как ведёт себя Базаров, впервые увидев Анну Сергеевну, и меняется ли его отношение к ней?

”. Но оказываясь рядом с Одинцовой, Евгений начинает конфузиться.

как вы объясните поведение Одинцовой, которая сама подтолкнула Базарова на объяснение и сама же не приняла его любви, прикрывшись непониманием?

Фрагмент фильма.

Фрагмент фильма №1 стр.298

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

Фрагмент фильма № 2 стр.302

 

любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что её прощальным порывом движет жалость к нему. И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: “Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы”.

 

Слайд 16,17,18,19.

Е)Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

 

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Какие его действия, слова указывают на это.

Работа с текстом:

хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нём происходило”.

“Сердце у него действительно так и рвалось”.

“Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый”.

”.

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

 

Фрагмент фильма

Последняя встреча Базарова с Одинцовой.Фрагмент фильма 10 стр 315.

— Почему в финальной встрече Базарова с Одинцовой не стесняется говорить красивые слова.

 

Для закрепления материала предлагаю сыграть вам в игру “Угадай-ка”. На доске разноцветные сердечки(из цветного картона), сзади которых находятся вопросы, оцененные от 1 до 5 баллов в зависимости от их сложности. Работа продолжается в группах. Выбор сердечка группы делают по очереди. Ответив полностью на вопрос, они получают то количество баллов, которое присвоено этому сердечку. Если ребята этой группы затрудняются ответить, право ответа переходить к другим группам. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, оказывается победителем.

[Этот соревновательный этап урока всегда проходит очень оживленно, вызывая положительные эмоции у учащихся].

 

Розовое сердце – 5 баллов; В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

н мучается , вновь ищет встреч.Способен на глубокое чувство. Базаров страдает)

Кто прошел испытыние? (Он решителен и мужествен.Но силы покидают , и Евгений это ощущает.Все испытания выдерживает с честью.Теперь не нужно притворяться.Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй)

Золотое сердце – 3 балла; Кто из героев романа вызвал большую симпатию? Чья любовная история Вам ближе всего?

Кто виноват в том, что любовь не состоялась?

(Базаров захвачен целиком “страсть в нём билась”. спокойно отступила.)

; — Какой предстала перед публикой Анна Сергеевна Одинцова?

(Глава 14. Высокого роста, изящно одета, утончённая фигура. Она сразу привлекла внимание Базарова.)

Тургеневский герой, отвергающий отношения мужчины и женщины, попадает в сети любви.

— Скажите, изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?

Выводы по теме урока.

Испытание любовью становится для героя решающим. Только любовь раскрыла в нём глубокого, значительного человека, самосгорающего в чувстве и ещё более сильного. В любящем Базарове просыпается чувствующая душа, таящая бурю страстей. Он не только сломлен. Он сильный. Смерть дала возможность Базарову быть таким, не боящимся, умеющим любить.

Сколько страданий приносит любовь?! Нами прочитано ещё одно произведение с трагической развязкой. Что можно сказать об испытании любовью Ильи Обломова, Катерины, Ларисы Огудаловой?

(Гончаров показывает, что Обломов не желает нарушать покой. Островский вводит героинь, которых переполняет иллюзия. Это и губит их.)

Просмотр фрагмента из фильма “Жестокий романс”.

“Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”.

Отношения Базарова к родителям

Выставление оценок.

 

Открытый урок по казахскому языку. Тема Сложносочиненное противительное предложение. Др

Сабақ жоспары

 

Пән аты: қазақ тілі

«а»

ж.

Тоқсан:

Мұғалім: Ильбитаева А.Ж.

 

Көне қалалар

Қарсылықты

Сабақтың мақсаты:

білімдерін тереңдету,кеңейту; қарсылықты салалас сөйлем туралы түсініктерін тиянақтау, пысықтау.

Сөйлеу тілін дамыту, топта бірлесіп жұмыс істеу қабілеттерін,өз ойларын жүйелей білуге дағдыландыру , сауатты сөйлеп жазу, салыстыру, баяндау, есте сақтау қабілеттерін қалыптастыру, шығармашылықтарын арттыру.

Қазақ тілін құрметтеуге, саналы оқып үйренуге тәрбиелеу; Отанына, туған жерінің тарихына деген сүйіспеншіліктерін арттыру

Сабақтың түрі: аралас сабақ

әңгімелеу, «Аукцион» ойыны, көрсету.

Сабақтың көрнекілігі: оқулық, интерактивті тақта, үлестірмелі парақ

Пәнаралық байланыс: әдебиет, тарих

Сабақтың барысы:

І. Ұйымдастыру кезеңі:

Сәлеметсіңдер ме балалар?!

Сыныпта кім жоқ?

— Бүгін аптаның қай күні, нешесі?

— Үйге қандай тапсырма берілді?

ІІ. Үй жұмысын тексеру:

а) ереже қайталау

Құрмалас сөйлем дегеніміз?

Құрмалас сөйлемнің түрлері?

Салалас құрмалас сөйлем дегеніміз?

Салалас құрмалас сөйлемнің түрлері?

Ыңғайлас салалас құрмалас сөйлем? Жалғаулары?

Қарсылақты салалас құрмалас сөйлем дегеніміз? Жалғаулары?

жазбаша немесе ауызша құрастыру.

ІІІ. Жаңа сабақтың мақсатымен таныстыру:

Қарсылықты салалас сөйлем және көне қалалар модулі бойынша алған білімдеріңді тиянақтап, пысықтау.

 

бастағым келіп тұр. «Біз — өзіміздің белгілі тарихымыз бен өзіндік болашағымыз бар евразиялық елміз» (Интерактивті тақтадан Н.Назарбаевтың сөзі беріледі). Осы сөздердің ішіндегі қай сөздер сендерге ой салады, маңызды көрініп тұр?

Оқушылардың жауаптары: тарих, болашақ.

Тарихымыз бен болашағымызды не байланыстырады?

Әдебиет.

Тарихи, даңқты тұлғалар.

Тарихи оқиғалар.

Киелі жерлеріміз, тарихи-мәдени ескерткіштер.

Мәдениетіміз, т.б.

Тарихи-мәдени ескерткіштер деп атап кеттіңдер, еліміздегі қандай тарихи-мәдени ескерткіштерді білеміз?

(Оқушылардың жауаптары)

«Алтын адам» тобы: Карибай Г., Нұрбекова Т., Каримсаков М., Пак С., Шинкаренко С., Шайкенов Е.

тобы: Джігітекова П., Ким Э., Қазымбетова А., Чон С.,

Нуралин Ә.

« Аукцион» ойыны:

Флипчарттар.

А) Тайқазан

Ә) Қожа Ахмет Иассауи

Б) Әл Фараби

В) Ақсақ Темір.

Г) Тараз қаласы.

Ғ) Отырар.

Д) Арыстан баб кесенесі

Е) Ахмет Иассауи кесенесі?

2. Түркістандық саудагердің құмыраларын сатып алайық.

А) Глиняные кувшины. Саз құмыра.

)

(ескі, ежелгі)

Ә) Фарфор құмыралары

)

)

Б) Күміс құмыралары

1. Қарсылықты салалас сөйлем құраңыз: Қала гүлдене бастаған,бірақ …. …… …… .

2. Қарсылықты салалас сөйлем құраңыз: …. …… …… , сонда да жақсы сақталған.

В) Алтын құмыра

ой айтатын мақал-мәтел айтыңыз.

 

ы:

Неге?

(Кентавр)

 

орталық болды, әсіресе Жетісу жерімен өтетін керуендерге бұл жол қауіпсіз болды.

 

Себебі әрбір басшы велиат орнатты, яғни әрбір керуен Отырар қазынасына белгілі бір пайыздық қаржы төлейтін. Бұл төлем оларға Жетісу өңірімен

қауіпсіз жүруге мүмкіндік беретін.)

3.

деген атаққа ие болған қалалардың бірі. Түркістан рухани дін орталығы. Осыған Қожа Ахмет Яссауидің да жасаған үлесі болды ма? Болса қандай?

 

(Бұл жерде көптеген тарихи тұлғалар, атақты даналар жерленген.Қожа Ахмет Яссауи ең бірінші болып қасиетті Қоран кітабын қыпшақ тіліне аударған. Діннің негізін түсіну үшін, ол бүкіл өмірін соған арнады.

 

«аукционнан» сатып алған сөз, сөз тіркестерді пайдаланып шағын мәтін құрастырады.

Құрастырған мәтіні бойынша екі қарсылықты салалас құрмалас сөйлем құрастырады.

 

Құрастырған сөйлемдерін өздері немесе қарсы топ ауызша аударады.

 

V. Сабақты қорыту: Сұрақ – жауап арқылы сабақты қорыту.

 

VI. Үйге тапсырма: «Болашақтағы қала» жобасын дайындау немесе шығарма жазу.

VII. Оқушыларды бағалау: оқушылардың белсенділігін ескере бағалау

Сабақ аяқталды, сау болыңыздар!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Садыр)

(Йасы)

(Қылует)

(Шабғар)

(қазандық)

(Ибрагим)

(Орта Азия)

(Мекке)

(Монша)

(Ескерткіш)

(Әмір Темір)